Главная   Об обществе   Хронограф   Библиотека   Фотогалерея  


Написать письмо в Костромское церковно-историческое общество



 Библиотека.

 

История   Публицистика   Богословие   Прочее   Архив

Е.Л. Тихомирова

 (тезисы для IX научно-практической конференции «Филевские чтения», г. Москва, центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, 2006 г. Опубликованы)

 

Стенопись Ильинской церкви села Яковлевского Костромского района – неизвестный памятник первой четверти XIX века.

 

Ильинская церковь села Яковлевского, находящаяся в 8 километрах от г. Костромы – интереснейший памятник истории и культуры Костромской земли. Село Яковлевское известно на Руси с XV века. Эта земля принадлежала боярину Михаилу Федоровичу Сабурову, потомку мурзы Чета Захарии – основателя Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря г. Костромы[1].

Сабуровы, покровительствующие близлежащему Ипатьевскому монастырю, завещали ему в дар сельцо Яковлевское. В 1768 г. в Яковлевском была построена Ильинская церковь с двумя престолами: во имя св. пророка Илии и во имя св. апостола Иакова, брата Господня. В 1990 г. храм был передан Русской православной церкви, с этого времени возобновились богослужения.

В настоящее время действующей является только зимняя часть храма с приделом св. апостола Иакова. Четверик и алтарь летней церкви находятся в аварийном состоянии и в настоящее время не могут быть использованы для богослужений.

Главной достопримечательностью Ильинской церкви является интереснейшая  настенная масляная живопись четверика и алтаря, относящаяся к 1810-1820-м и 1880-1890-м годам. Особенно ценно, что до наших дней сохранился летописный пояс под нижним ярусом стенописи (южная, западная и северная стены), из которого следует:

«Написан сей храм Божий во имя святаго пророка Божия Илии при благочестивейшем и самодержавнейшем и великом государе нашем [Александре][2] Павловиче и при супруге Его благочестивейшей императрице Елизавете Феодоровне и матери его благочестивейшей государыне императрице Марии Феодоровне благоверном Государе цесаревиче

[ Константине  Павловиче] и супруге Его благоверной государыне великой княгине Анне Феодоровне и благоверных государех …Николае Павловиче и Михаиле Павловиче и благоверной государыне и великой княгине Марии Павловне и  при супруге Ея. Государыне великой княгине Екатерине Павловне и при…» 

Состояние сохранности стенописи в настоящее время – аварийное. В июне 2006 года к ее реставрации по благословлению архиепископа Костромского и Галичского Александра и тщанию настоятеля храма иерея Александра (Бритова) приступила бригада художников-реставраторов под руководством А.М. Малафеева – заслуженного работника культуры, художника-реставратора монументальной живописи высшей категории. В составе бригады: Е.В. Ильвес (художник-реставратор монументальной живописи высшей категории), В.Е. Тисов (художник-реставратор темперной живописи II категории), В.А. Михеев (художник-реставратор масляной живописи II категории), Е.Л. Тихомирова (искусствовед). 

На теплый сезон 2006 года (июль-октябрь) реставрационной бригадой запланировано:

 - изучение состояния сохранности памятника, составление картограмм. Искусствоведческое описание стенописи, определение каждой композиции, изучение иконографических источников живописи, датировка и атрибуция стенного письма.

 - Определение авторской технологии стенописи, выбор реставрационной технологии.

 - Укрепление и тонировка живописи свода (наиболее худшей сохранности) и 5 композиций на восточной стене.

Свод храма – сомкнутый. В своде размещена композиция «Троица Новозаветная с архангельским  чином» (живопись поновлена). Стены (южная, западная и северная) расписаны в семь ярусов:

 - Земная жизнь Христа

 - Страсти Христовы

 - Ветхозаветный цикл

 - Ветхозаветный цикл (продолжение)

 - «Местный» цикл (деяния апостола Иакова и пророка Илии)

 - Апокалипсис

 - Притчи Христовы, избранные сцены из Священного Писания.

Общее количество композиций в четверике – 131.

Наиболее близкой по иконографии к данной стенописи является роспись четверика церкви Воскресения Христова на Дебре г. Костромы, выполненная маслом в 1833 г. и поновленная в 1870-х гг.[3] В настоящее время автором ведется работа по выявлению иконографического источника для мастеров двух этих храмов. Во второй половине XVIII – первой четверти  XIX в. в арсенале русских изографов было значительное количество немецких и голландских гравированных Библий, наиболее популярными из которых были Ветхий и Новый Завет Пискатора, Вайгеля, Борхта, Мириама и Крауза. Поздняя живопись Ильинской и Воскресенской церквей  никогда не была предметом специального изучения историков и искусствоведов.

Алтарная часть Ильинского храма была поновлена уже после 1870-го года, будучи полностью переписанной маслом в академической манере. Иконографическим источником для мастеров алтаря явилась немецкая гравированная Библия Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда, композиции из которой охотно использовали и русские мастера стенного письма после издания ее в Германии в 1860 году. Вероятно, этой же артелью  были выполнены фрески в притворе Ильинской церкви, отличающиеся высоким профессионализмом. 

 

Целостность комплекса, удовлетворительная сохранность и выгодное географическое положение яковлевского храма служат стимулом для реставрационных и исследовательских работ на его территории. Подробное живописное повествование Священного Писания, своеобразная авторская манера стенописи четверика и высокий художественный уровень живописи алтаря занимают достойное место в церковном искусстве XIX века.


 

[1] Зонтиков Н.А. Храмы Костромского района/ «Костромской район: вехи истории». Кострома, 2003. С. 157-158.

[2] В квадратных скобках помещено реконструированное слово, т.к. есть места, где штукатурка обита до кирпича.

[3] Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Вып. I. Часть первая. С. 144 – 146.

 

Hosted by uCoz